Думаю, что каждая мать хотела бы видеть своих детей смелыми и уверенными в себе, ведь правда? Неважно, мальчик это или девочка, такие качества помогают детям быть собой во внешнем мире и держаться своего пути.
Сегодня в рубрике «личный блог» хочу поделиться своей историей и видением на эту тему. Ну и, конечно же, хочу провести параллели и с этическими принципами йоги, которые по моему мнению очень уместны в воспитании и отношениях с детьми.
Дети – это творческая энергия женщины. В детях мы можем видеть все свои нерешённые кармические задачки, а также силу, которую мы им передаём по наследству, и свою слабость так же. С помощью тонкого видения можно распознать и негативные причинно-следственные связи, то есть те неблагоприятные программы, которые мы несём в себе и которые влияют на наших детей.
Кармические дети
Есть ещё такое понятие, как кармические дети. Это те, что пришли к нашу жизнь, чтобы помочь разгрести нам «завалы» и открыть путь к свету. С такими детьми обычно очень непросто и через них идут очень глубокие уроки, отрабатываются разрушающие целостность, неблагоприятные родовые программы. И чтобы пройти эти уроки, нам нужно прежде всего воспитать себя, развернуть личность в сторону служения душе, стать на путь творческого (в гармонии с творческой силой Вселенной) развития и роста. Успешно справившись с этой задачей вдруг обнаруживается, что и с ребёнком становится легко общаться, и ты уже совсем другая, более совершенная версия себя, близкая к своему естеству и гармонии.
На днях сын проходил пробное собеседование – допуск к сдаче основных государственных экзаменов (ОГЭ). И я, к своей радости, увидела уверенного в себе и смелого парнишку, спокойного и в хорошем смысле заряженного на положительный результат.
Всегда и во всём ли так было? Совсем нет.
Кто знает меня давно, тот в курсе нашей истории с семейным обучением. Об этом есть статьи в рубрике личный блог: «Как начиналось наше семейное обучение» и «Почему мы выбрали семейное образование«. Уже пятый год сын обучается вне общей системы образования, дома.
Честно говоря, у меня до последнего были сомнения по поводу того, как он будет чувствовать себя в обычной школьной среде после нашего опыта обучения дома, ведь аттестацию мы тоже проходили в домашней, спокойной и максимально комфортной обстановке. К счастью, мои сомнения, а также страшилки про «недосоциализацию» и вопросы: «А как же ваш ребёнок потом будет с людьми общаться?» не оправдались. А намерение взрастить уверенность и смелость подтверждаются положительным опытом сейчас.
Какие выводы в целом могу сделать из нашего опыта?
Обычная школа не для всех детей
Регулярное напряжение в школе, испытание экзаменами, контрольными, борьбой за оценки и выживаемость в школьной среде в целом, говоря языком йоги, не способствуют развитию верхних центров, отвечающих за творчество и духовное развитие ребёнка. Происходит просто мощное испытание нижних энергетических центров, отвечающих за выживаемость (кстати говоря, большинство его не проходят и несут потом во взрослую жизнь дисгармонию). Но если при этом нет связи с духовными центрами, то развитие получается негармоничным и неполноценным. Как итог – дети даже успешно (по своим интеллектуальным заслугам) окончившие школу, не имеют полного представления о том, кто они есть на самом деле и куда им двигаться дальше. Это я сейчас многократно слышу от тех, кто приходит ко мне на различные развивающие мероприятия в поисках себя.
Я и сама в прошлом также пошла совсем не туда, куда хотела после обычной школы и как итог уже во взрослом возрасте через кризисы и испытания возвращалась к себе. Учитывая этот опыт, для своего ребёнка я того же не хотела ни в коем случае. Потому и перешли на семейное образование, хотя мне далось это очень нелегко. Но это отдельная история, может быть, когда-то поделюсь и ею тоже.
Однако вернусь к теме статьи про воспитание уверенного и смелого ребёнка. Как эти качества формируются у ребёнка? Обратимся к восьмиступенчатой системе классической йоги.

Энергетические центры отвечающие за уверенность
За уверенность в себе и смелость отвечают как раз таки три нижних энергетических центра: муладхара, свадхистана и манипура.
Что нужно сделать для того, чтобы эти центры у детей развивались гармонично?
- Остановите действие программ насилия и агрессии по отношению к ребёнку. Это означает, перестаньте в мыслях, словах и поступках бороться с ребёнком и его несовершенствами, критиковать, осуждать, оценивать, сравнивать и т.д..
Дети – наши зеркала. В них нет ничего такого, чего бы не содержали внутри себя мы сами. В этом смысле они наши лучшие учителя. И если вы открыты миру и готовы учиться, то учитесь… Учитесь любить ребёнка и себя вместе с ним, изживая ментальные программы, которые не основываются на любви. Всё, что не основано на любви, является разрушающими целостность программами. Только любовь даёт ребёнку уверенность, что с ним всё хорошо, всё в порядке, он по праву жизни на Земле достоин всего, что ему необходимо. - Приветствуйте те занятия и увлечения, которые нравятся ребёнку, даже если вам кажется, что в социальном смысле это что-то не очень значимое, и в будущем не гарантирует хорошую профессию и успех. Весь смысл в том, что когда ребёнок делает то, что ему нравится, он познаёт себя, укореняется в своих сильных качествах. Ребёнок всегда интуитивно выбирает то, что принесёт ему радость, а значит это будет способствовать его развитию. И в будущем это поможет быть лёгким и непринуждённым в деятельности. Также, если есть предвкушение какого-то радостного занятия, то и организовать себя легче, сбросить лень, апатию и прочее.
- Поддерживайте его цели и индивидуальность, независимость суждений. Дайте возможность научиться распоряжаться своим временем и энергией, направляйте в нужное русло. И затем предоставляйте возможность осознать, куда делось свободное время, на что было потрачено за день, куда направлена его энергия внимания и куда расходуется, что растёт благодаря его вниманию, какой мир он создаёт вокруг себя.
Всё это вышеперечисленное и создаёт ребёнку ту самую уверенность и опору на себя, а также смелость двигаться по жизни к своим целям легко и непринуждённо. Именно это, а не что-то другое, как, например, способность научиться выживать в агрессивной среде и т.д.
Кстати, о пяти шагах к творческой самореализации я тоже рассказывала на примере раскрытия и очищения энергоцентров. Можете почитать, руководство «5 шагов к творческой самореализации» в свободном доступе на сайте.
Наш опыт с сыном
Из всего вышеописанного мы с сыном прошли по полной все пункты. Очень примечательно, что пункт №1, а именно вот эти разрушающие ментальные программы, которые необходимо остановить в себе и не дать продолжить им работать в детях, так сказать, не передавать по наследству, кажутся очень настоящими и правильными, потому что ими заполнено сознание. Потому что по ним живут большинство родственников и знакомых, и в социуме, а особенно в школьной среде это приветствуется и считается нормой. И если не познавать истинную природу и не поддерживать внутреннюю чистоту, осознанность, то можно погрузиться в этот хаос и борьбу по полной.
Помню, однажды, потеряв над собой контроль, я что-то гневно высказала сыну, что-то в духе «ты должен быть такой-то… » или «ты такой-сякой». А он очень пронзительно и по-детски искренне ответил мне, что хотел бы, чтобы я открыла своё сердце и отпустила зло, которое там сидит. На этом наш диалог исчерпался и я сразу же нашла в себе силы успокоиться, вернуться к осознанности, и посмотреть на себя со стороны. Это, кстати, хороший пример того, что всё переданное детям нам возвращается. Мы им возможность жить в любви и свободе, а они нам — чистую и искреннюю обратную связь на наши поступки. Хорошо иметь такое зеркало, не правда ли?
Второй хороший пример. Однажды сын подошёл ко мне и высказался по поводу того, что очень много проводит времени за компьютером и хотел бы меньше. Мы обсудили с ним эту тему и расставили приоритеты. Я просто ранее старалась не бороться с ним на тему времяпровождения за компьютером и гаджетами, а объясняла почему нужно меньше. И хоть глобально эту тему мы пока не разрешили, но ростки осознанности уже есть, и я их вижу, а значит всё идёт как надо.
В общем, что в итоге?
Воспитание детей – это воспитание себя
Получается, что воспитание детей невозможно без воспитания себя так же. Передавая какую-то свою мудрость и жизненный опыт, мы сразу же получаем обратную связь и чистую энергию для своего обучения, если это нам необходимо.

Для меня воспитание сына и отношения с ним во многом исцеляющие, возвращающие к истинной природе. И тут уж однозначно не скажешь, кто кого воспитывает, я его или он меня. Это кстати и не имеет решающего значения, если целью отношений с ребёнком является желание приблизиться к истинной природе.
Желаю вам успехов в воспитании ваших детей и радости от общения с ними!
Ваша Юлия Беликова и «Секреты Гармонии».