Как начиналось наше семейное обучение

В этой статье продолжаю тему образования и историю о том, как мой сын перешёл на семейное обучение. Хочу поделиться своим взглядом, мыслями и приобретенным опытом домашнего обучения.
Какие неоспоримые преимущества семейного обучения? С какими трудностями пришлось столкнуться и что такое «расшколивание»? Как я заново выстраивала отношения с сыном и возвращала его интерес к учёбе читайте ниже.

О предыстории, четырёх годах обучения в обычной школе и о причинах по которым мы ушли, я рассказываю в статье Почему мы перешли на семейное образование.

Несмотря на все преимущества семейного обучения, о которых я напишу в этой статье, мне сразу хотелось бы отдельно выделить одно основное, которое, пожалуй, перекрывает все остальные- это возможность качественного общения со своим ребёнком. Если близкие и доверительные отношения с детьми- это ваш приоритет, то домашнее образование открывает возможности для их выстраивания.

Качественное общение- основа семейного обучения

Качественное общение- это самое главное, что есть у родителя в настоящем моменте. Потому что, всё остальное, что мы воспитываем, в большей степени, находится где-то в будущем. И, по определённым закономерностям, где-то там в будущем и будет проявлено, когда наступит время и вырастут плоды. А пока не наступило время, единственное, что у нас есть- это неторопливое, вдумчивое, качественное, основанное на искренней взаимной заинтересованности общение. Оно же и является мерилом здоровых отношений между ребёнком и родителем. И, впоследствии, влияет на способность ребёнка выбирать для себя здоровые отношения с людьми и поддерживать именно их.

После перехода на формат обучения вне школы, первое что мы сделали, когда нужно было начать учиться в сентябре- начали посвящать время общению. Поскольку, обучение дома предполагает свободный график освоения школьной программы, то мы решили отложить академическую часть ненадолго и насладиться этой свободой.

В итоге весь сентябрь мы смотрели мультики, гуляли, посвящали всё свободное время тому, что нравится и не делали попыток освоить ни один предмет. Я наслаждалась общением и возможностью просто побыть в мире своего ребёнка без попыток научить его чему-то важному и взрослому, заставить что-то сделать или обязать выполнить задание в указанный срок.

Почему пропадает интерес к учёбе

За годы обучения в школе, я устала видеть его потухший взгляд и вымученную обязанность учить уроки, порой до позднего вечера или ночи. И сама утомилась от этой гонки за знаниями, оценками, сроками сдачи и выполнения чего-либо.

Это очень неестественно, когда интеллект ребёнка используется в отрыве от его природной потребности познавать всё новое. Ребенок не выбирает сам с этим новым творчески взаимодействовать, вступать в контакт, соединяться. А ведь в этом выборе и проявляется свободная воля, и вместе с ней сила двигаться вперёд. Знания, полученные на основании собственного выбора не проходят мимо, они прорастают внутри и становятся личным опытом, а не просто багажом, который временно находится в голове, а потом куда-то бесследно исчезает.

По сути дела все четыре года, пока Миша учился в школе, познавательную активность мне приходилось включать, грубо говоря, из под палки, активно уговаривая, придумывая мотивации и стимулы. Вполне было понятно, что творческая сила и тяга к познанию при этом спят, и всё происходит по принуждению, интерес к учёбе дрейфует где-то на поверхности и сразу угасает, как только я прекращаю его поддерживать.

Атмосфера школы никак не способствовала тому, чтобы интерес разгорался, скорее наоборот. Внимание к учебному процессу и энергия двигаться вперёд не включались отдельно от заинтересованности. А заинтересованность и не могла зародиться в условиях, где самом процессе обучения преобладает принудительный характер.

От принуждения к живому интересу

В общем, после сентябрьского отпуска, где-то ближе к середине октября мы стали потихоньку вливаться в процесс обучения. Процесс «расшколивания»шёл очень медленно и постепенно. Самое сложное оказалось- это не перенести школу домой. Учиться то мы стали дома, поменялась форма, но привычное восприятие и отношение к учебному процессу в целом, которое сформировалось за 4 года всё ещё кипело и бурлило внутри.

Мы уже были вне школы, а моё внутреннее напряжение так и не отпускало, и медленное продвижение вперёд или какие-то остановки рождали привычные реакции поторопиться, ускорить процесс несмотря на усталость, нежелание или отсутствие интереса. При этом ответная реакция сына на такой подтекст была всё той же, что и в школе- сопротивление и упрямое нежелание делать что-либо без интереса и собственного желания, против своей воли или по принуждению.

Вот тут я поняла, что нам необходимо искать новые точки опоры и вдохновения учиться. Тот огонёк, который горел до того, как мы пошли в школу и который совсем не виден сейчас. При этом, было абсолютно ясно, что эта основа для движения вперёд не лежит в сфере внешних ориентиров.  Скорее в раскрытии индивидуальных качеств и ориентиров внутренних. Помочь ребёнку настроить свой внутренний компас и дать инструкцию к его применению- в этом я увидела свою задачу.

Первое, без чего никак не мог обойтись наш успешный учебный процесс- это внимание и интерес к нему. Необходимо было вернуть внимание и интерес сына к учёбе, при этом было не совсем понятно как это сделать, потому что он стойко сопротивлялся. Мне пришлось собрать все свои внутренние силы и самообладание для того, чтобы хоть как-то продвинуться в этом и приоткрыть ему другую сторону обучения, живую и интересную, при этом полезную и необходимую. И в тоже время, грубо не вторгаться и не навязывать свои «надо», «давай» и прочее, а подождать, когда он снова откроется и будет готов воспринимать.

Растут не только дети

По правде говоря, весь этот процесс возвращения интереса сына к учёбе был определённым трансформационным процессом и для меня. Мне пришлось менять привычное отношение ко всему, избавляться от иллюзий касательно обучения и наших с ним взаимоотношений.

В каких-то ситуациях я обнаружила свой излишний напор и ожидания, которые никак не соотносились с личностью моего ребёнка. Где-то увидела свою слабость и безволие, которыми сын умело пользовался. Весь процесс перехода на новый формат обучения вне школы, также стал процессом освобождения от ненужного в отношениях с сыном, принятия его индивидуальности. Вместе с этим мне открылись новые ощущения моей целостности и желание восстановить её в тех местах, где она была нарушена.

Ближе к концу учебного года мой ребёнок потихоньку начал приходить в себя. Уже не приходилось выискивать подходы, чтобы он без сопротивления садился за уроки, изучал новые темы и выполнял задания к ним.

Конец учебного года ознаменовался радостным событием. Сын сказал, что ему не нужно больше помогать, теперь он всё будет делать сам и закрыл дверь в комнату. Этим первым его росткам ответственности за себя самого, я была несказанно рада. Это послужило доказательством того, что правильные ориентиры и подходящая комфортная обстановка для самого процесса обучения делает своё дело. Когда нет излишней гонки за внешним появляется интерес к самому процессу. Это и есть кардинальное отличие школьного формата от формата семейного.

Также к семейному формату обучения добавляется очень много плюсов:

  • можно самостоятельно выстраивать график обучения и график проверки знаний;
  • расставлять приоритеты и выделять главные дела и второстепенные;
  • добавлять в процесс обучения что-то новое, интересное и творческое;

И самый главный плюс— это возможность подстраивать всё под потребности ребёнка, под его способности, под его жизненные цели, о которых в семье лучше знают, чем в школе.

Сбиться с пути или пойти не по своей дорожке очень и очень легко, не так-то просто потом возвращаться. Внутренний компас ребенка необходимо настраивать правильно с самого начала. На мой взгляд, этим должны заниматься самые близкие люди со всей своей любовью и добротой.

Тема семейного обучения для меня- это про настоящее развитие детей и рост их родных вместе с ними. В ней не только про обучение и интеллектуальное развитие, а и про духовное совершенствование. А также про настоящее общение между близкими людьми.

Юлия Беликова,
автор и ведущая проекта “Секреты Гармонии”.

Поделитесь с подругами!
Юлия Беликова
Юлия Беликова

Трансформационный тренер, преподаватель йоги, ведущая женских кругов и практик, автор проекта "Секреты Гармонии".

Статей: 151

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *