Чем больше времени Миша учится дома, тем большее количество поклонников семейного вида образования я встречаю, и не меньше тех, кто пока сомневается. Уже четвёртый учебный год мы осваиваем школьную программу дома, начали с пятого класса, и вот он уже восьмой. И уверенность в правильном выборе только растёт.
Признаться честно, вначале было сложно. Главным образом потому что не было устойчивости и стабильности, в привычном тогда для меня понимании, поддержки со стороны родных и ещё много различных трудностей, в общем, глубокий кризис одновременно по всем фронтам. Но было огромное желание выйти из системы, которая душила ребёнка, и сделать то, что я считаю правильным как мать.
Ясности, как это всё будет происходить и уверенности, что в конечном счёте всё получится, не было совершенно. Но я отлично видела, какие задатки формирует стандартное школьное образование у сына, куда направляет его внимание и чем наполняет сознание. И мне совершенно не хотелось в будущем и до конца своей жизни видеть «урода» и сожалеть о том, что я так ничего и не попыталась сделать, чтобы этого не произошло.
Что мы передаём своим детям?
Ответственность родителей за воспитание детей вообще отдельная объёмная тема. Когда видишь и осознаёшь свои несовершенства, полученные по наследству неблагоприятные программы, хочется как можно больше отсеять и передать больше чистоты восприятия жизни, вдохнуть в ребёнка больше осознанности и свободы.
Каждый раз, когда я, будучи уже взрослой женщиной, всё ещё продолжаю обнаруживать внутри себя отголоски программ насилия и борьбы, манипуляции, подавления, лжи и прочих, то отлично понимаю, где и когда они сформированы. И очень хорошо осознаю, сколько сил мне понадобилось, чтобы до них добраться и освободиться.
Семейное образование – это попытка дать своему ребёнку шанс пойти иным путём. Создать среду, в которой есть возможность сформировать благоприятные для жизни программы, а не утвердить общепринятые в социуме, и потом барахтаться полжизни, а то и жизнь, чтобы из них выбраться и найти себя.
На мой взгляд, обучаясь в обычной школе сейчас чрезвычайно сложно, я бы даже сказала практически невозможно дать ребёнку знания и навыки для счастливой, здоровой и успешной жизни. Вероятно, есть отдельные случаи, когда всё складывается иначе, но это не наша история. Времена, когда школа давала ребёнку путёвку в светлое будущее, если они и существовали, то безвозвратно ушли.
Надуманные проблемы и устаревшие стереотипы
В школе у Миши были проблемы во взаимодействии с одноклассниками. Был один мальчик, с которым он хорошо общался, с остальными или никак или конфликт. Школьный психолог клонила в сторону эмоциональных проблем и так далее, но я видела, что вне школы, с теми детьми, с кем ему интересно и совпадают увлечения, он дружит и в принципе расположен к ненавязчивому и доброму общению.
Сколько я страшилок наслушалась и начиталась про социализацию, что ребёнка нельзя вот так взять и забрать из социума и посадить дома. В конечном счёте сейчас у него сформировался круг общения по интересам, не вынужденный, а тот, что он выбрал сам. Нет необходимости кого-то терпеть, но есть возможность приятно и увлечённо общаться, и по времени тоже есть возможность это регулировать.
Раскрыть веру в свои силы в агрессивной среде невозможно
Уверенность – одна из ключевых тем, с формированием которой в школе тоже были проблемы. Для утверждения уверенности в себе нужна была борьба, конкуренция и подавление, в противном случае нужно было смириться с ролью неудачника или повесить на себя какой-то ярлык. И получается, что это основной посыл, который давала эта среда. По головам к своей цели или ты никто.
Как же и когда раскрывать свои способности? Для меня абсолютно очевидно, что путь борьбы – это путь в никуда. И хоть сейчас это основной посыл, который мы слышим из каждого утюга, тем не менее жизнеутверждающей ценности он не несёт, а только рождает боль и страдания.
Я видела, что сыну искренне не хочется себя вести так, как вынуждает окружение, но приходится, потому что иначе никак. Он тратит свои жизненные силы на то, что всё больше утверждает в его сознании: миру доверять нельзя, расслабиться и делать, что нравится – нельзя, быть тем, кто ты есть на самом деле, тоже нельзя.
А сколько сил было потрачено, чтобы вернуть веру в себя, которая изрядно пошатнулась, почти уничтожилась, это вообще отдельная история. Вернуть ту самую искорку и желание всё познавать, идти вперёд, а не ждать, пока укажут или ткнут носом, не бояться ошибиться и так далее.
Живительное пространство для детей и родителей
Эти все разрушающие программы исцеляла и я в себе вместе с сыном. Поэтому сейчас с уверенностью могу сказать, что семейное образование – это не только безопасная среда для развития ребёнка, но и живительное пространство для родителей, которое позволяет выстроить отношения с детьми на самом глубоком и честном уровне.
Да, не сразу всё понятно и просто. Да, вылазят все драконы, которые скрывались под маской «хорошей мамы». Да, нужно быть готовой интенсивно расти и развиваться вместе с ребёнком, если хочешь быть живой и естественной, другом и единомышленником, а не тираном и диктатором.
У меня даже бывает и сейчас не всё получается, но я уже могу получить поддержку от сына, который хорошо уловил и чувствует верный курс и вовремя может напомнить мне об этом. Ответственность – это то, что замечательно раскрывается, когда ребёнок учится не из-под палки и без лишнего давления, контроля и оценивания со стороны.
Хочу сказать всем родителям, кто сомневается, быть семейному образованию или нет – у вас всё получится! Ну или хотя бы поразмышляйте над тем, где вы почерпнули такую дозу неуверенности, что сейчас не можете решиться? А хотели бы, чтобы у ваших детей было всё иначе?
Искренне и от всей души желаю вам удачи!
Ваша Юлия Беликова и «Секреты Гармонии».
Также читайте:
Как начиналось наше семейное обучение
Почему мы выбрали семейное образование