Поговорим про удовольствие? Точнее, про то, как получать удовольствие от жизни, и если его нет, то с чем это связано. И где искать золотую середину между простыми земными удовольствиями и служением природе духовной – той части нас, которая является неизменной и истинной.
На днях мне попалась на глаза публикация из моих архивов 2015 года с цитатой из книги Элизабет Гилберт «Есть. Молиться. Любить.», о которой я недавно писала в рубрике «Книги и фильмы». Если не читали, то обязательно прочтите. Так вот, именно эта цитата навела на размышления о том, какие произошли изменения у меня в этой теме спустя годы пути развития и самопознания. Ну и, как всегда, спешу поделиться опытом и жемчужинами мудрости. Цитата тоже будет, только чуть ниже.
Две крайности: путь борьбы и инфантилизм
Существуют две крайности, между которыми, есть золотая середина, которую необходимо уловить, а лучше сказать, осознанно обнаружить. Крайность первая состоит в том, что получать удовольствие от жизни мешает путь борьбы, который ведёт в разрушающие программы: осуждение себя за ошибки, качества характера и состояния, сравнение с другими людьми, обесценивание и прочие.
Из-за влияния таких ментальных программ очень сложно ценить и благодарить то, что имеем сейчас, и внутренний покой нарушается, вы находитесь в постоянном поиске той версии себя, которая бы вам понравилась, чтобы, наконец, почувствовать облегчение. Но пока в сознании такие программы работают это невозможно. Борьба с собой истощает и опустошает, хотя ум может находиться в иллюзии, что это что-то вам даст, как-то поможет, что за этим последует что-то хорошее.
Вторая крайность, которая закрывает удовольствие – это то, что я называю духовным инфантилизмом; можно также назвать это незрелостью. В этом состоянии отсутствует ответственность за свою жизнь (мысли, слова, поступки) и преобладает убеждённость, что все вокруг что-то тебе должны: дети, муж, государство, окружающие люди, природа, погода, бог, вселенная. И можно ни о чём не думать, а просто расслабиться и жить в своё удовольствие: «Расслабься, детка, жизнь одна!» или «Не грузись, ты же девочка, а не грузовичок!» Посыл примерно такой. После него тоже вроде бы как должно появиться удовольствие от жизни, но его почему-то нет. Почему? На определённых жизненных этапах (не хочу сейчас делать какого-то деления по возрасту) открываются возможности для духовного роста и развития, принятия новых решений и признания необходимости каких-то изменений. И если вы в них осознанно не идёте, а ждёте, что кто-то это сделает за вас, полагаете, что как-то само решится, то удовольствие от процесса жизни пропадает.
Где и как искать золотую середину между этими двумя крайностями?
В первом случае не хватает чистоты восприятия действительности, вы идёте в борьбу, потому что не чувствуете, не осознаёте, что есть какой-то другой путь, более созидающий, и он принесёт благостные плоды. Во втором случае нет смелости пойти за голосом Души, да и может в принципе, пока не совсем понятно как он звучит, и легко его с чем-то перепутать.
Удовольствие разного уровня
Удовольствие бывает разного качества. Одни его проявления служат для удовлетворения потребностей тела, назовём их земными удовольствиями. Другие, их лучше назвать словом блаженство, служат душе и укрепляют связь с истинной природой.
Первые связаны с получением опыта через органы чувств – зрение, обоняние, осязание, слух, вкус, и связаны с низшими центрами сознания, отвечающими за выживание – это сон, еда, секс, разного рода эстетическое наслаждение и тому подобное. Блаженство же мы испытываем, когда соприкасаемся с природой духовной, истинной, которой управляют высшие центры сознания. Оно проявляется как фоновое состояние удовлетворения от жизни, не зависит от каких-либо событий или обстоятельств. К нему мы приходим тогда, когда становимся на свой путь, воплощаем предназначение, всячески приближаясь к самореализации.
На определённом этапе жизни или в процессе личностного и духовного развития ярко выраженную тягу к удовольствиям, связанным с низшими центрами сознания, можно частично утратить, а то и вовсе потерять. Это не значит, что всё, конец, и пора уходить в монастырь. Скорее всего, пришло время для активного духовного развития и глубинного узнавания себя, и всё, что нужно сделать – это довериться новому опыту и пойти в глубину.
Так, в своё время я полностью пересмотрела питание, отдав предпочтение вегетарианству, отношение к сексу – для меня физическая близость стала равна духовной близости, и если её нет, то близких отношений тоже быть не может. Просто отношения с окружением и досуг изменились, стала избегать компаний людей, с которыми нет общих глубинных ценностей, дабы не тратить время на то, что неинтересно и не развивает. Со другими сферами так же. И какое-то время было тяжело. Так всегда бывает, когда по-старому жить уже не хочешь и не можешь, а по-новому ещё не знаешь как, ещё не прояснилось, не сформировалось новое поле. Это так называемое межвременье. Его надо пережить, набраться смелости и позволить себе перейти на новый уровень взаимодействия с действительностью.
От привязанности к блаженству
В этом пункте понятие золотой середины заключается в том, чтобы двигаться от привязанностей к чувственным удовольствиям в сторону раскрытия высшего удовольствия – сознанию блаженства и осознанию его источника внутри. Необходимо уделять время самопознанию, учиться чувствовать проявление и грубой, и тонкой природы, понимать свои черты характера и склонности, устремления и желания, отличать проявление свободной воли от навязывания извне, и т. д.
Когда привязанностей к чувственным удовольствиям нет, а есть полное приятие своей земной части, как плотного проявления духовной, и признание неразрывной связи между ними, то и радости от простых земных удовольствий становится больше. И они прекрасно сочетаются с духовными, хотя больше и не являются главенствующими. И в этом столько лёгкости!
А вот, кстати, и цитата из книги «Есть. Молиться. Любить», где главная героиня нашла вопросы, которые стали для неё ключом к самопознанию, удовольствию от процесса жизни и лёгкости.
«… Всё изменилось, как только до меня дошло, что единственная проблема — понять, что доставляет удовольствие мне, и свободно двигаться в этом направлении… Тогда всё вдруг стало… приятным. От меня требовалось лишь каждый день задавать себе вопрос: «Лиз, чем бы ты хотела заняться сегодня? Что может порадовать тебя прямо сейчас?» «
Элизабет Гилберт.
Маячок удовольствия и лёгкости
И в заключение хочу напомнить, что у каждой из нас есть определённый запас жизненной энергии. В какой-то степени мы можем влиять на его количество, увеличивая целенаправленными действиями, и также на качество, меняя образ жизни и мышления, принимая новые решения и двигаясь в сторону Души. Вместе с этим, если взять глобально, то некий объём жизненных сил всё же существует внутри отрезка земного пути в этом теле. И необходимо очень трепетно и бережно относиться к тому, куда и в каких количествах вы расходуете свой энергетический ресурс: на ничегонеделание или движение к цели, на сомнения или утверждение силы, на борьбу или самопознание и выход из разрушающих ментальных программ. Маячок удовольствия и лёгкости может быть хорошим ориентиром на этом пути, утончаясь и углубляясь по мере вашего духовного развития, освобождая от ограничений и увеличивая состояние любви и блаженства.
А вы получаете удовольствие от жизни? В чём оно заключается? Каков ваш путь к нему? Чувствуете разницу между земными удовольствиями и состоянием блаженства?
Ваша Юлия Беликова и «Секреты Гармонии».